Учебный сайт МИПКиПК по направлениям Экономика, Менеджмент

You are not logged in. (Login)

сайт иснститута

г. Минск, Замковая 33

(+375 17) 219-77-08

(+375 29) 614-50-34, 616-03-63

Course categories


Новости сайта

Picture of Tатьяна Грищенко
О подтверждении соблюдения мер технического регулирования (представление документов об оценке соответствия)
by Tатьяна Грищенко - Sunday, 3 May 2020, 05:05 PM
 

С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации с 15.04.2020 до особого распоряжения действие эксперимента по подтверждению соблюдения мер технического регулирования (представлению документов об оценке соответствия) после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, распространено на всех заинтересованных субъектов внешнеэкономической деятельности.

Picture of Tатьяна Грищенко
О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30
by Tатьяна Грищенко - Tuesday, 14 April 2020, 11:28 AM
 

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 марта 2020 г. № 43 приложение № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» дополнено разделом 1.11 «Отдельные виды продовольственных товаров, запрещенные к вывозу по 30 июня 2020 г. включительно». В данный раздел включены следующие продовольственные товары: лук репчатый, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, просо, крупа, гречневое зерно, соевые бобы, семена подсолнечника, готовые пищевые продукты из гречки.

Picture of Tатьяна Грищенко
Установление срока таможенного транзита в период сложной эпидемиологической обстановки
by Tатьяна Грищенко - Tuesday, 14 April 2020, 11:27 AM
 

В связи с многочисленными обращениями международных автомобильных перевозчиков по вопросу изменения таможенными органами Республики Беларусь практики установления срока таможенного транзита, Ассоциация «БАМАП» обратилась в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь с просьбой при установлении срока таможенного транзита учитывать положения статьи 144 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Соглашения ЕСТР (соблюдение режима труда и отдыха водителем транспортного средства).

На обращение Ассоциации «БАМАП» Государственный таможенный комитет Республики Беларусь письмом от 02.04.2020 № 02-19/10563 дал разъяснение по вопросу изменения практики определения срока таможенного транзита, в котором сообщается следующее.

В целях снижения риска распространения в Республике Беларусь инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, и упорядочения транзитных автомобильных перевозок грузов по территории Республики Беларусь 25 марта 2020 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь №171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» (далее - Постановление 171).

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Постановления 171 определено, что водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Республики Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию, за исключением случаев, когда невозможность соблюдения указанного срока обусловлена аварией (поломкой) транспортного средства, а также разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) груза, заменой транспортного средства, если это предусмотрено условиями договора автомобильной перевозки и указано в транспортных документах.

В случае необходимости осуществления операций, указанных в части первой подпункта 1.3 пункта 1 Постановления 171, допускается отклонение от республиканской автомобильной дороги, указанной в перечне дорог и специализированных мест.

Указанные операции должны быть осуществлены в минимальные сроки.

В соответствии с пунктом 4 Постановления 171 ГТК необходимо обеспечить установление срока таможенного транзита до конечного пункта назначения с учетом требований части первой подпункта 1.3 пункта 1 Постановления 171.

С учетом положений Постановления 171, принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку во всем мире, таможенные органы Республики Беларусь в рамках действующего законодательства Евразийского экономического союза принимают необходимый комплекс мер, обеспечивающих действенный контроль над ситуацией в республике при осуществлении грузоперевозок, сохранив при этом свободное перемещение товаров и услуг.

При том при установлении срока таможенного транзита в таможенных органах Республики Беларусь применяются следующие подходы.

Согласно статье 144 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок, в течение которого товары следует доставить до таможенного органа назначения.

При этом таможенные органы не вправе устанавливать срок таможенного транзита менее календарного дня. Предельный срок для автомобильного транспорта не может превышать срок, определенный из расчета 2000 км/мес.

Протяженность территории Республики Беларусь составляет с севера на юг - 560 км, а с запада на восток - 650 км.

Таким образом, установление в пунктах ввоза срока доставки - одни сутки является оптимальным и достаточным для доставки товаров в пределах Республики Беларусь, в том числе и для доставки товаров следующих сквозным транзитом через Беларусь в третьи страны, а также до белорусско-российского участка Государственной границы.

При следовании в несколько мест доставки товаров в пределах Республики Беларусь срок доставки пропорционально увеличивается на сутки на каждое дополнительное место доставки товаров.

В отношении грузов, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь, в места доставки, расположенные на российской стороне на расстоянии в пределах 1100 км от внешней границы Евразийского экономического союза в Республике Беларусь, т.е. порядка 350 км от белорусско-российского участка Государственной границы, срок доставки устанавливается - двое суток.

При следовании в таможни назначения, расположенные на большей удаленности, срок доставки пропорционально увеличивается на сутки на каждые 300 км.

В случае необходимости разгрузки, перегрузки (перевалки) груза, замены транспортного средства, если это предусмотрено условиями автомобильной перевозки и указано в транспортных документах, срок доставки увеличивается на сутки.

При этом срок таможенного транзита до таможенных органов Республики Казахстан либо Кыргызской Республики устанавливается не более 15 суток.

Данный подход таможенных органов Республики Беларусь не противоречит нормам таможенного законодательства Евразийского экономического союза.

Справочно: Исходя из положений пункта 3 статьи 4 ТК ЕАЭС, течение срока таможенного транзита начинается на следующий день после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

При необходимости продлить срок таможенного транзита перевозчик либо декларант должен обратиться до истечения срока действия этой процедуры з таможенный орган отправления или в таможенный орган, уполномоченный на совершение таможенных операций, в регионе деятельности которого находится транспортное средство международной перевозки с товарами.

Справочно: Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита, регламентирует Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита» (далее - решение №170).

Решение №170 предусматривает возможность подать обращение о продлении срока таможенного транзита не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. При направлении обращения фактическое прибытие в таможенный орган лица и (или) предъявление таможенному органу транспортного средства и (или) товаров не требуются.

Установленный срок таможенного транзита продлевается таможенными органами Республики Беларусь в соответствии с пунктом 4 статьи 144 ТК ЕАЭС при наличии обстоятельств, обусловивших необходимость продления такого срока.

При этом в случае поломки транспортного средства могут быть совершены операции по перегрузке товаров либо замены транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Справочно: Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций, регламентирован решением №170.

Picture of Tатьяна Грищенко
Принято решение о продлении на 100 календарных дней сроков завершения внешнеторговых операций
by Tатьяна Грищенко - Tuesday, 14 April 2020, 11:24 AM
 

Правительством и Национальным банком Республики Беларусь принято решение о продлении на 100 календарных дней сроков завершения внешнеторговых операций, которые приходятся на период с 1 апреля по 30 июня 2020 года, а также сроков действия разрешений на открытие юридическими лицами – резидентами счетов в банках-нерезидентах, срок действия которых истекает в период с 1 апреля по 30 июня 2020 года. Продление указанных выше сроков не требует от субъектов хозяйствования направления в Национальный банк каких-либо заявлений и документов.

Данное решение закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 апреля 2020 года №192/6 "О проведении внешнеторговых операций и открытии счетов в банках-нерезидентах" (далее – постановление №192/6), которое вступает в силу после официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

Постановление №192/6 принято в рамках разработанного Правительством Республики Беларусь комплекса мер по обеспечению стабильной работы экономики в связи с эпидемиологической ситуацией в мире и направлено на снижение административной нагрузки на белорусские субъекты хозяйствования, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в текущих условиях.

В соответствии с постановлением №192/6 продление на 100 календарных дней сроков завершения внешнеторговых операций, приходящихся на период с 1 апреля по 30 июня 2020 года, касается как сроков, установленных подпунктом 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 года № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций", подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 года № 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций", в том числе установленных в согласованиях соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей – облисполкома или Минского горисполкома), так и сроков, продленных разрешениями Национального банка.

Постановлением №192/6 также продлевается на 100 календарных дней срок действия выданных Национальным банком юридическим лицам – резидентам разрешений на открытие счетов в банках-нерезидентах, срок действия которых истекает в период с 1 апреля по 30 июня 2020 года. На период продленного срока действия данных разрешений сохраняются установленный режим функционирования счета (цель открытия счета, источники поступления денежных средств на счет, направления списания денежных средств со счета) и иные условия разрешения, а цифровые показатели устанавливаются по последним значениям, в них указанным.

В случае необходимости внесения иных изменений в действующие разрешения на открытие счетов в банках-нерезидентах юридическим лицам – резидентам следует обратиться в Национальный банк за внесением изменений в соответствии с требованиями постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 года № 514 "О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования".

Picture of Tатьяна Грищенко
Пограничная ситуация. Грузоперевозки по всему миру повторяют китайский сценарий
by Tатьяна Грищенко - Friday, 10 April 2020, 06:15 AM
 

В условиях глобальной самоизоляции растёт ценник на услуги, а некоторые страны вводят экспортные ограничения.

Символом надежды в борьбе с коронавирусом стало возобновление железнодорожного сообщения китайского города Ухань с остальным миром. Первичный очаг распространения COVID-19 оживает и возвращает себе статус важного транспортного узла. Оттуда в немецкий Дуйсбург 28 марта снарядили первый контейнерный поезд со сборными грузами. Ранее из Германии транзитом через Россию в этот город Поднебесной отправился опломбированный состав, гружённый лососем.

На фоне активизации транспортного сообщения с Китаем в глобальной торговле начали возникать другие ограничения. В Турции, как и во многих других странах, ввели мораторий на экспорт медицинских изделий, а Евразийский экономический союз приостановил продажу на внешние рынки муки грубого помола, круп, чеснока, репы, недроблёных соевых бобов и семян подсолнечника.

Международные организации под патронажем ООН выразили обеспокоенность экспортными ограничениями — такие меры могут спровоцировать сбои в поставках товаров первой необходимости по всему миру.

"Действуя с целью защиты здоровья и благополучия своих граждан, страны должны добиваться того, чтобы любые торговые меры не нарушали работу цепи поставок продовольствия. [...] Неопределённость в отношении наличия продовольствия может породить волну экспортных ограничений, создавая дефицит на глобальном рынке. Такая реакция изменит баланс между предложением и спросом на продовольствие, приводя к резкому росту цен и усилению ценовой волатильности", — говорится в коммюнике.

Согласно мониторингу Российского экспортного центра (РЭЦ), на отечественные товары вырос спрос на зарубежных рынках. Если часть стран Евросоюза, Турция и Сербия интересуются пищевой продукцией (крупы, макароны), то США, государства Скандинавии, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии готовы закупать бактерицидные лампы, ультрафиолетовые устройства и настенные облучатели, а также средства индивидуальной защиты.

"Из-за разрыва традиционных внешнеторговых цепочек в результате введения карантина в целом ряде государств у российской продукции появился ресурс выйти на новые рынки сбыта, — говорит гендиректор РЭЦ Вероника Никишина. — Эти, безусловно, сложные времена во многом перезагрузят наш экспортный потенциал, международная торговля уже не будет прежней. Полагаю, что мы не только не потеряем рынки, но в значительной степени нарастим их".

РЭЦ выпустил свод правил для экспортёров: рекомендовано отложить поставки товаров до восстановления бесперебойной логистики, пользоваться в основном морским и железнодорожным транспортом, а малые партии отправлять по каналам "Почты России". В случае невозможности исполнения внешнеторгового контракта из-за ограничений экспортёру следует уведомить о форс-мажоре контрагента, а также подать заявление в Торгово-промышленную палату России.

Два столпа

Самые бесперебойные доставки совершаются железнодорожным и морским транспортом, считают эксперты РЭЦ. Впрочем, специалисты прогнозируют нехватку в будущем контейнеров из-за растущего спроса и возможное увеличение сроков доставки. Тарифы на авиаперевозки продолжают меняться в сторону увеличения в связи с серьёзными ограничениями, а автотранспорт в условиях пандемии остаётся самым рискованным способом перевозок.

"Из-за ежедневно меняющейся обстановки в мире всё чаще наблюдаются проблемы с пропуском автотранспортных средств через границы. Кроме того, в некоторых случаях сами импортеры из-за страха отказываются принимать автотранспортное средство. В связи с этим перевозчики доставляют груз своему агенту, а тот осуществляет его развоз по стране назначения. Это приводит к увеличению стоимости и сроков доставки", — говорится в отчёте РЭЦ.

Особенности удалённой работы создают непривычные условия для участников рынка ВЭД. По мнению руководителя отдела международной логистики ГК "Аривист" Елены Николаевой, этот и другие факторы оказывают влияние на сроки доставки, а также увеличивают стоимость услуг.

"На сегодняшний день больше всех пострадал рынок авиаперевозок. Говоря простым языком, он рухнул. На данный момент мы видим только официальные сообщения о том, что опубликованные ранее тарифы авиаперевозчиков в настоящий момент недействительны. Это связано с тем, что каждый день вводятся новые ограничения, и в первую очередь они затрагивают самый быстрый способ доставки. Но воздушное пространство не закрыто совсем для грузовых перевозок, поэтому мы находим способы отправить грузы — пусть не в считаные часы, как ранее, но за несколько дней подобрать вариант возможно", — говорит Елена Николаева.

Ставки на автоперевозки, по её словам, также растут из-за решения европейских транспортных компаний отпустить часть сотрудников на карантин. Сейчас участники логистических цепочек в России — морские линии, терминалы в порту, таможенные представители — пытаются перевести документооборот в электронный формат для сохранения рабочего процесса.

Об аналогичных сложностях рассказывает региональный директор структурного подразделения "Kuehne + Nagel Санкт-Петербург" Анастасия Кизулева. Эта международная компания со штаб-квартирой в Швейцарии отмечает трудности в передвижении грузов на границах стран ЕС.

"На фоне порожних рейсов и нестабильной ситуации на ряде границ становится заметным влияние вируса на наши морские перевозки и движение барж в Европе. В Италии и Испании правительство объявило о приостановке деятельности компаний, не занимающихся производством жизненно важных товаров и услуг. В целях обеспечения наличия товаров грузоперевозки разрешены, но процесс доставки может осложняться в связи с закрытием некоторых заводов и складских площадей. Порты функционируют, однако наблюдаются задержки приёмки и выпуска грузов, а также таможенные задержки. В итальянских портах они вызваны сокращением рабочих часов", — говорит специалист.

Право первой необходимости

В России также ограничили деятельность ряда компаний и производств, чьи продукция и услуги не вошли в перечень непродовольственных товаров первой необходимости (установлен распоряжением правительства №762-р от 27 марта). Однако документ в изначальной редакции просуществовал недолго: 29 марта из него убрали 13 видов товаров, в том числе автомобильные шины и автозапчасти. Рынок указал на опасность невозможности ремонта грузовых машин, что может привести к перебоям с доставками жизненно необходимых грузов. Федеральные власти не стали редактировать документ, позволив властям региональным самостоятельно дополнять список "в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки" на их территории. На момент подготовки публикации в петербургской версии списка автозапчастей не было.

Из-за нерабочего апреля рынок ждёт существенное снижение спроса, что скажется и на грузоперевозках. По прогнозу операционного директора логистической компании "Точка-Точка" Максима Алексеева, падение заказов ощутит самосвальный рынок, традиционно активизирующийся к началу лета. Общий объём перевозок автомобильным транспортом, по мнению предпринимателя, при самом оптимистичном сценарии потеряет к концу года 10% по сравнению с 2019-м.

"Не исключено, что ограничения по аналогии с КНР, где транспортная отрасль начинает восстанавливаться, затянутся до конца весны и грузоперевозки даже к зиме 2020-го не смогут восстановиться ни в денежном, ни тем более в натуральном выражении. О годовом росте в 1,5–3% (а в автомобильных перевозках — до 7%), который совсем недавно предрекали эксперты, теперь уже можно смело забыть", — заключил Максим Алексеев.


Skip Calendar

Calendar

Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Библиотека
Skip Журналы БНТУ

Журналы БНТУ

Журналы БНТУ